Авторы |
Родионов Михаил Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой алгебры и методики обучения математике и информатике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), do7tor@pnz.ru
Пичугина Полина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дискретной математики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), polinapichugina@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. На начальном этапе подготовки медицинских кадров неоценима роль математики, которая способствует формированию таких качеств мышления врача, как гибкость, глубина, оригинальность, критичность, рациональность, обеспечивает его математическими моделями, активно используемыми в медицинской практике, а также представляет математико-статистический аппарат для проведения комплексных обследований пациентов. Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование методического сопровождения математической подготовки специалистов медицинского профиля, обеспечивающей эффективное формирование их инновационной активности. Такое сопровождение включает в себя профессионально ориентированный базовый курс математики для будущих медиков, рекомендации по целенаправленному внедрению математического аппарата в содержание специальных медицинских дисциплин, а также по математическому обеспечению научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы студентов-медиков в рамках подготовки ими курсовых исследований.
Материалы и методы. Среди методов, обеспечивающих существенное усиление развивающей и профессиональной роли математической подготовки студентов-медиков в их профессиональном образовании, можно выделить специальным образом организованное выполнение индивидуальных и групповых научных исследовательских проектов, включающих в себя существенный математический компонент.
Результаты. При обобщении немногочисленных исследований в ракурсе представленной проблематики и учете специфики обучения в медицинском вузе была предложена следующая система дидактических условий, позволяющих придать изучаемому математическому содержанию «инновационную ориентацию» и разрешить в определенной степени общеизвестные дидактические противоречия, возникающие в процессе обучения. Первое условие предполагает поэтапное включение в изучаемое математическое содержание сведений, обладающих определенным развивающим потенциалом, а также научной и методологической значимостью для будущих специалистов-медиков. Согласно второму условию (которое было названо условием уровневого подхода), любое математическое содержание должно предлагаться на целесообразном уровне глубины. Построение содержания курса математики с учетом принципа уровневого подхода обеспечит отбор учебного материала с точки зрения его информационной емкости, позволит дифференцировать глубину изложения отдельных вопросов в зависимости от их методологической и профессиональной значимости. Следующее условие – «условие соответствия» регулирует объем содержания курса высшей математики и время, отведенное на его изучение, а также распределяет время между базовым и дополнительными компонентами математического материала. Условие личностной ценности требует соответствия математического содержания и возможностей его представления психологическим особенностям студентов, связанным, в частности, с их будущей профессиональной деятельностью врача, и учета мотивационно-целевого фактора при отборе учебного материала. Пятое условие – условие профессиональной ценности тесно связано с предыдущим, оно определяет соответствие содержания курса высшей математики потребностям специальной подготовки. Наличие такого соответствия означает построение содержания, обеспечивающего создание в курсе математики системы понятий, запаса математических моделей и методов исследования, достаточно широко используемых в изучении спецдисциплин.
Выводы. Эффективность формирования инновационной активности студентов медицинских специальностей вузов во многом зависит от успешности решения проблемы адекватного отображения модели будущей профессиональной деятельности врача на процесс математического образования. Данная процедура детерминируется соблюдением ряда дидактических условий, среди которых можно указать условия поэтапности, уровневого подхода, соответствия, профессиональной и личностной ценности. Поэтапно овладевая математическими знаниями и умениями в соответствии с этими условиями, будущий специалист-медик опосредованно приучается прогнозировать и планировать возможность инновационных изменений в характере своей профессиональной области, не бояться их и быстрее к ним адаптироваться.
|
Список литературы |
1. Родионов, М. А. Пути и средства реализации профессиональной направленности математической подготовки студентов медицинских специальностей : моногр. / М. А. Родионов, П. Г. Пичугина. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 240 с.
2. Родионов, М. А. Пути и средства реализации преемственности математической подготовки студентов непрофильных специальностей : моногр. / М. А. Ро-дионов. – Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. – 220 с.
3. Гланц, С. Медико-биологическая статистика : пер. с англ. / С. Гланц. – М. : Рактика, 1998. – 459 с.
4. Пичугина, П. Г. Элементы высшей математики : учеб. пособие / П. Г. Пичуги-на, М. А. Родионов ; под ред. И. В. Бойкова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2003. – 156 с.
5. Родионов, М. А. Содержательно-педагогические особенности профессионально ориентированного обучения математике студентов экологических специальностей / М. А. Родионов, Ю. А. Мазей // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/102-5960, свободный.
6. Дорофеев, С. Н. Интегративные приемы в обучении старшеклассников математическим методам решения прикладных задач / С. Н. Дорофеев, Е. А. Емелина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 2. – С. 75–85.
7. Дорофеев, С. Н. Индивидуальные траектории обучения как средство организации математической деятельности / С. Н. Дорофеев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 210–217.
8. Родионов, М. А. Мотивация учения математике и пути ее формирования : моногр. / М. А. Родионов. – Саранск : Изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2001. – 252 с.
|